Главная » Статьи » Гитарное оборудование

Tap tremolo.

Статейка про тап-тремоло.

Всем привет, на этот раз я публикую материалы по педали в виде статьи. Дело в том, что мои результаты получились весьма неоднозначными что бы делать видео по этой педали. 

Есть такой сайт electricdruid.net и там опубликованы материалы по Тап-темпо ЛФО генератору. Это генератор низкой частоты, который можно привязать к любой примочке и управлять его частотой нажимая в такт музыке по кнопке TAP.

Мой интерес заключался именно в эффекте тремоло. 
Схема устройства выглядит так. 

Я не стал копировать всё полностью, и развёл печатную плату со своими изменениями под корпус Gainta g0473. На плате я подписал элементы и сравнив их со схемой вы поймёте что и к чему относится. Печатная плата нарисована на верхнем слое, поэтому при печати её нужно зеркалить. 
Скачать плату.

Основой педали служит микроконтроллер PIC 16F684. У моего варианта педали есть 4 ручки.

Это темп - она отвечает за частоту генератора в ручном режиме. 

Затем Форма волны - она позволяет  переключаться между синусоидой, квадратом, пилой и другими формами волны. Иногда бывает так, что последний режим случайной формы волны включается раньше, чем потенциометр дойдёт до упора и если его покрутить ещё, то включается другая форма волны. Подробней об этом чуть позже. 

Третья ручка - это множитель. Она позволяет изменять интервал тремоло эффекта. Например вы тапнули по кнопке 2 раза и тремоло будет играть с тем же интервалом. Или например вы тапнули 2 раза а тремоло будет играть в два раза быстрее. Это что-то вроде нот. Целая нота, половина, четверть. С этой ручкой тоже бывает такой же эффект, как и с формой волны. В максимальном положении она может вернуться с последнего множителя, к предпоследнему. 

И последняя ручка - это глубина эффекта. Тут всё ясно - более выраженный эффект или менее, вплоть до чистого звука. 

А теперь про баги с ручками и проскакиванием режимов в максимальном положении. Не сказать что это сильно мешает, но победить этот дефект мне не удалось. Вместо потенциометров 10к в педаль можно ставить и 50к и 100к. Но в любых комбинациях, одна из ручек вела себя некорректно.

Продолжим с органами управления. В педали тру байпас и вторая-тактовая кнопка для TAP. Она естественно без фиксации, на замыкание.

В педали есть 2 светодиода. Один показывает темп генератора, второй байпас.

Ну и наконец тумблер. У контроллера есть 2 входа для кнопок. 4 нога - это тап-темпо, а 8 нога переключает множитель. Я вывел их через тумблер ON-OFF-ON. ПОлучилось, что в 1 положении, я могу подбирать темп тапкой, во 2 режиме кнопка TAP полностью выключается - эдакий предохранитель, а в 3 режиме я могу кнопкой TAP изменять множитель по кругу, от минимального к максимального.

Теперь несколько слов о запуске и настройке. Когда всё будет собрано и прошито, нужно направить светодиод на фоторезистор, выкрутить глубину эффекта на минимум и выставить подстроечным резистором, который рядом с операционником одинаковый уровень с байпасом. 


Второй подстроечный резистор, возле пикушки, позволяет искажать форму волны генератора и по умолчанию нужно выставить его по центру. Вот и вся настройка. 

Прошить пик можно программатором pic kit2. Его можно купить на али, а можно собрать самостоятельно. 
Я собрал себе версию PicKit2 lite по этой статье. labkit.ru

Правда тут возникает вопрос - Курица или яйцо? Что бы прошить контроллер программатора, нужен другой программатор. Для этого я нашёл комп с LPT портом и собрал другой, менее функциональный программатор, но его хватило для прошивки.
http://labkit.ru/html/programmators_shm?id=78

Все необходимые материалы есть по приведённым мною ссылкам и я не буду заливать на сайт прошивки и прочее, что бы не нарушать авторство. 

Ну а теперь ложка дёгтя, почему же всё таки я не стал делать видео по этой педали. 
Тот факт, что она обойдётся весьма недёшево - это одно. Скорее всего никто не стал бы заморачиваться как я, с изготовлением сначала одного программатора, потом второго. Так что на мой взгляд - это скорее тот случай, из-за которого люди не стали бы паять эту педаль. 
Но это логика для ленивых, а есть ещё одна более веская причина. 

Я очень тщательно проверил функцию тап-темпо и пришёл к выводу, что ровно настучать темп, очень трудно. При чём связано это было далеко не с чувством ритма. Я использовал сначала кнопку такого типа. 

И она совершенно не подходила. Её глубокий ход и ненадёжные контакты не позволяли точно попадать в ритм. 
Затем я изготовил кнопку, с тактовым микриком из мышки. Она показала более успешный результат, но я заметил, что глубокий ход кнопки не идёт попаданию на пользу. 

В конце концов я сделал ещё одну кнопку с минимальным ходом и тоже с микриком от мышки. Она работает лучше всего. Не тем не менее я очень часто промахиваюсь и с ней, хотя иногда мне удаётся настучать ритм так, что эффект не расходится с метрономом в течении 4-5 минут.

В любом случае, тут либо проблема в моей кривизне, либо всё таки схема чувствительна к дребезгу контактов и требовательна к тактильным ощущениям кнопки. 

Данную статью я решил написать, что бы поделиться своими результатами по этой теме. Возможно они будут кому-то полезны. У меня же пока нет возможности продолжать исследовать эту схему для поиска решения, работающего на все 100%. По звуку педаль практически ничего не привносит и звучит так, как если бы вы быстро крутили ручку громкости на гитаре.
Единственный недостаток заключается в том, что в режиме прямоугольника, фронт волны нарастает так быстро, что тремоло начинает стучать, в то время как с синусоидальной или треугольной формой волны такого не наблюдается. Но опять же - это не столь существенный недостаток, так как много других форм волны.
 

Категория: Гитарное оборудование | Добавил: sevenlineproject (14.04.2017)
Просмотров: 1281 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 9
avatar
1
а если попробовать кнопку типа КМА? достаточно надежная и ход небольшой
avatar
2
КМА хорошие кнопки. Тут вопрос другой, если хочется эстетики, чтобы тактовая кнопка выглядела как кнопка bypass? Ну или в стиле bypass. И другой момент, в прошивке PIC 16F684 конкретно что и у electricdruid.net предусмотрен, программный обход такого эффекта дребезг контактов. Чуть лучшие результаты подобного варианта tap на attiny 85 представленного у http://www.sabrotone.com/?p=3992
avatar
3
И да нужно немного тренеровки в работе с tap
avatar
4
Тем не менее. Схема tap контроллера, интересна, и гараздо более интересно ведёт себя с wah и прочими фильтрами и при с применением программируемых потенциометров, с delay, хорусом, фэйзером или фленджером
avatar
5
Циыровые потенциометры типа таких. Ну и таблица зависимостей задержки той же pt2399 есть в ее даташитеи) Типа таких цифровых потенциометров имею ввиду http://www.microchip.com/wwwproducts/en/MCP41100
avatar
6
Плюс ещё один момент, стук от меандра, в управляемой части схемы от тремулюс лун, имеет такой недостаток
avatar
7
в тремулус лун от стука избавился путем установки конденсатора между +и- питания и еще одного конденсатора между ногами подстроечника
avatar
8
Я говорил что такой недостаток в схеме типа тремулюс лун есть. То есть если у LFO очень крутые фронты то вероятно появление стука. А как избавится согласен избавлялся тем же способом )
avatar
9
http://electricdruid.net/useful-design-equations-for-the-pt2399/ Вот тут очень подробно
avatar

Любой блок питания на 9 или 12 вольт, можно переделать в гитарный, просто добавив микросхему стабилизации

- Цена такого апгрейда ниже пачки чипсов

Микросхемы стабилизации L78XX бывают на разные напряжения. Последние две цифры указывают как раз на него.

- Микросхема L7805 к примеру выдаёт 5 вольт.

Для согласования высокоомного выхода электрогитары с низкоомным линейным входом используют Di-box.

- Простейший Di-box состоит из одного транзистора.

The Seventh line
Проект о музыке, гитарах и электронике.
Персональная страница Youtube канала The Seventh line project. На этом сайте размещены дополнительные материалы к видео роликам в виде схем, плат и фотографий, а так же статьи и прочая информация по проекту.
На главную